Шокирующую историю на своей странице «ВКонтакте» поведал мануальный терапевт из Боровичей Александр Клецко. Когда он приехал на свою дачу в деревню Фалалеево Мошенского района, соседи попросили помочь молодой женщине, упавшей рукой на стекло. Рана поперек правого предплечья оказалась глубокой, сантиметров четырнадцать длиной, с частичным повреждением мышц. По словам врача, её нужно было зашивать, и как можно быстрее.
— Вызывайте скорую, — говорит Александр Клецко, — нужна операция.
— Скорая в Боровичах, — отвечают ему, — ждать будем полтора-два часа. Обратно ехать придется на такси, а денег таких нет.
— А больница в Мошенском?
— В нашей больнице нет хирурга, не работает операционная, и скорой у нас в районе тоже давно уж нет.
Врач прикинул: полтора-два часа ждем скорую помощь. Час-полтора езды обратно. А там наверняка будет очередь. Теряем от четырех до семи часов времени, поэтому надо оперировать здесь и сейчас. В экстренной хирургии вопрос времени — первостепенный, иначе, по словам доктора, инфекция и длительное лечение.
— Может, само заживет? Может, просто перевяжем? — с надеждой спрашивают соседи.
Но он им объяснил, что если сразу не зашить, рана будет заживать от полутора до шести месяцев через нагноение, оставив грубый рубец и проблемы на всю жизнь. Чтобы зажило быстро и без проблем, зашить нужно сразу.
В итоге собрали инструменты по всей деревне: ножницы для обрезания ногтей, рыбацкий нож, иглы от швейной машинки, черные нитки на катушке, вместо иглодержателя — ржавые плоскогубцы. Все инструменты и рану обработали одеколоном «Саша». Пахло даже на улице… После того как зашили рану, доктор поставил два дренажа, вырезанные из целлофанового пакета с надписью «Магнит». Опять одеколон «Саша». Потом пять дней лечения собранными по всем соседям антибиотиками. Рана зажила без осложнений, швейные нитки вытащили, «магнитные» дренажи убрали.
Отметим, что, на счастье поранившейся женщины, Александр Клецко имеет красный диплом хирурга.
Кроме того, как рассказал нам доктор, он был главным врачом Мошенской ЦРБ, поэтому прекрасно знает положение дел с медициной в этом районе.
По его словам, в 2007 году в селе Мошенское было 22 врача, 18 укомплектованных фельдшерско-акушерских пунктов и восемь машин скорой помощи.
— Сегодня 2019 год. Не осталось ни одной скорой и ни одного ФАПа. Врачей двое. Прогресс налицо, — резюмирует Александр Клецко.
В разговоре с Александром Леонидовичем мы не могли обойти стороной происходящие сегодня перемены в новгородской медицине, которые власти называют оптимизацией.